Орсон Уэллс (1915 — 1985) — самый известный режиссер всех времен и народов. Поклонникам Manowar он запомнился как актер, читавший текст Dark Avenger и Defender. Здесь я хотел бы познакомить вас с самой интересной историей из жизни Уэллса.
ВОЙНА МИРОВ
Cамая известная мистификация Уэллса была абсолютно непреднамеренной. Ему хотелось сделать реалистичный радиоспектакль, а получилось величайшее в истории средств массовой информации надувательство.
Воскресным вечером накануне Хеллоуина 1938 года американцы настроили радиоприемники на канал CBS и услышали обыкновенный прогноз погоды: «Незначительные атмосферные колебания неизвестного происхождения, которые наблюдаются над Новой Шотландией, вызвали понижение атмосферного давления в северо-восточных штатах. Ожидается дождь, сопровождаемый сильными порывами ветра. Максимальная температура — 66, минимальная — 48». Следующее сообщение привлекло больше внимания, чем банальная сводка погоды. Диктор поставленным голосом зачитал текст: «Дамы и господа, — сказал ровный голос. — Прослушайте последние известия. Странный объект, упавший сегодня вечером возле Гровер-Милл, Нью-Джерси, не является метеоритом. Это летательный аппарат, внутри которого находятся живые существа. Предположительно это авангард армии с планеты Марс». Тихая успокаивающая музыка, которая вслед за этим зазвучала в эфире, повсеместно прерывалась телефонными звонками: тысячи слушателей канала CBS обзванивали друг друга, пытаясь разобраться в том, что происходит.
Через несколько минут в эфире снова появился диктор. Он сообщил, что марсиане распространяются по Нью-Джерси, а полиция мобилизует все силы, чтобы оказать им сопротивление. Потом последовало еще одно короткое сообщение и — зловещее молчание в эфире. Так Америка узнала, что подверглась нападению ужасных инопланетных чудовищ. Поздно вечером CBS возобновило вещание и стало оперативно информировать об ужасных побоищах по всему восточному побережью. Анонимному вашингтонскому чиновнику, который выступил в эфире с обращением, не удалось предотвратить панику. Когда Манхэттен был «оккупирован» и диктор, издав страшный крик, исчез из эфира, слушатели, побросав даже самое необходимое, стали покидать дома. Все дороги были забиты автомобилями, в которых сидели до смерти перепуганные люди, обмотавшие головы мокрыми полотенцами, чтобы уберечь себя от нервно-паралитических газов.
Священники, командующие американским флотом, добровольцы, апокалипсически настроенные самоубийцы, перепуганные матери — все проявили себя в этот вечер.
Двадцатитрехлетний Орсон Уэллс, автор спектакля по «Войне миров» Герберта Уэллса, на такой резонанс не рассчитывал. Он просто хотел привлечь внимание критики и денежных мешков. Действие повести было перенесено в современную Америку, но из сценария были исключены самые кровожадные эпизоды — например, тот, в котором марсиане пили человеческую кровь.
Из шести миллионов человек, слышавших трансляцию, один миллион поверил в то, что страна действительно подверглась атаке из космоса.
Сам автор постановки узнал о том, что случилось, только на следующее утро, когда увидел шапку газеты «Нью-Йорк таймс»: «Орсон Уэллс посеял панику». Впрочем, во всех газетах в тот день было напечатано одно и то же: «Марсианская атака в радиопостановке повергла тысячи в ужас», «Радиослушатели в панике — они спасаются от марсиан».
Через год на одной из техасских проселочных дорог Орсона Уэллса остановил немолодой человек с английским акцентом и спросил дорогу. Режиссер немедленно узнал путешественника: это был Джордж Герберт Уэллс, благодаря которому режиссер стал знаменитым и получил карт-бланш для съемок своего первого фильма.
Полный текст: журнал «Ах…» No.1, 2001.